Человек в милицейской форме всегда шел смело навстречу любым трудностям и испытаниям. И был готов на любой подвиг, нередко жертвуя собой, чтобы спасти других, защитить интересы общества.
29 июля 1971 года из центрального аппарата МВД г. Уфа пришла ориентировка, и тут же зачитана всему личному составу. Численность сотрудников была небольшой: чуть более тридцати человек вместе с участковыми. Отдел располагался в Месягутово напротив бывшего здания почты. Начальником что заступил Г. Г. Садыков (родом из Аркаулово Салаватского района).
В ориентировке говорилось, что из одного ИТУ Свердловской области совершили побег двое заключенных 27 и 29 лет. Завладели двум боевыми пистолетами «ТТ» и боекомплектами к ним, а в г. Свердловск, убив таксиста, автомашиной «Волга». Преступники вырвались из городской зоны и дальнейший их путь неизвестен.
Утром следующего дня поступает другая ориентировка: прошедшей ночью в г. Красноуфимск ограблено почтовое отделение, а на окраине города - продовольственный магазин, взяты деньги, спиртное, сигареты, продукты питания. На суточное дежурство в тот день заступил Василий Андреевич Кобелев, участник Великой Отечественной войны. Его помощник, он же водитель, Николай Егорович Романов – спортсмен, гордость райотдела. Ночь на 31 июля прошла без особых происшествий, не считая пьяных скандалов в семьях. Дежурный уже мысленно записывал в рапорте «происшествий не случилось», как в 6. 40. в дежурную часть зашел молодой мужчина и сообщил, что он из Челябинской области едет в Уфу через Дуван. Попросил срочно проверить автомашину «Волга» (такси), назвал номер. Два подозрительных человека, съехав с обочины на Дубовой горе, замаскировались в кустах. На листе бумаги начертил и обозначил место, там он оставил покрышку от «эмки», вытащенную из кювета. Тут зашла его жена с младенцем на руках и попросила мужчину поторопиться, так как ребенок болен и плачет, и он вышел. Номер названной автомашины совпал с номером разыскиваемой. Второпях не записали данные сообщившего и, как его потом ни искали, не смогли найти. Видимо, все же был из числа тех, кто знал об ориентировке.
Так как был разгар лета, некоторые сотрудники находились в отпуске, принятая молодежь – на учебе в Уфе, начальник выехал. Дежурный звонит и докладывает заместителю начальника П. М. Козионову (тоже участник Великой Отечественной). В Дуван от него поступает указание – срочно собрать оперативную группу для захвата, а в Месягутово телефонный звонок – на квартиру инспектора дорнадзора Р. Р. Яруллина, тоже фронтовика. Его можно было в любое время суток вызвать на помощь, а тут дело связано с транспортом. В отделе все знали: если за дело берется Ракип Рамазанович, он доведет его до конца, хотя был всего лишь старшиной. Именно ему Козионов поручил взять пару толковых ребят на его усмотрение, немедленно выехать на место и произвести по-фронтовому разведку, не дать преступникам проникнуть в село. Им уже терять нечего, могут натворить беды. Сам срочно выехал в Месягутово. Буквально через несколько минут Р. Р. Яруллин был в райотделе (жил недалеко), и первый, кому он предложил пойти с ним, был Н. Е. Романов, тот тут же согласился. К ним присоединился В. А. Кобелев, сдавший дежурство прибывшему по тревоге Ф. Е. Устюжанину. Тот уже собирал по телефону группу захвата. Вооружившись, сели в легковую автомашину, ее предоставил командир дружины колхоза «Россия» Г. Г. Сызранов (сейчас проживает в Месягутово). Романов взял с собой сторожевую собаку отдела по кличке Азрэк.
Из воспоминаний В. А. Кобелева:
– Без труда нашли обозначенное место. «Волга» действительно стояла замаскированная в кустах и мы, пригнувшись, а позже ползком (ползла даже собака), добрались до машины и окружили ее. На переднем и заднем сиденьях лежали два человека, у каждого оружие (как позже установили, было заряжено). Видимо, после спиртного и ночных происшествий они спали. Яруллин дал знак нам с Романовым, затем выстрелил в воздух, крикнул: «Сдавайтесь, вы окружены!» и бросился на них. Вернее, на того, кто лежал на переднем сиденье. Романов буквально рывком вырвал заднюю дверь и, скомандовав «фас», вместе с собакой прыгнул во внутрь машины. Вытащил за ноги преступника, на котором верхом сидела собака. Надев на него наручники, отобрав оружие, я оглянулся в сторону Яруллина. Но и там уже был порядок: второй тоже в наручниках лежал на траве и рычал. Я разобрал его слова: «взяли врасплох, живыми бы мы не сдались…». Кроме пистолетов у беглецов обнаружены винтовочный обрез и два охотничьих ножа. Вскоре подоспели товарищи из опергруппы, которым и сдали «упакованных» преступников для конвоирования и помещения в КПЗ.
Так закончилась схватка в лесу на Дубовой. Трудно представить, что могли натворить бандиты, проникнув в село. Их, находившихся во всероссийском розыске, остановили обычные сотрудники дуванской милиции. Уже давно отгремели прощальные залпы в их честь, но память о делах и службе хранится в нашем музее.
На снимке слева направо: Н. Е. Романов, Р. Р. Яруллин, В. А. Кобелев.