«…По нашим автотрассам текут миллионы тонн бесценного груза. На каждом метре тех магистралей – труд строителей, для которых нет скверной погоды, нет плохого настроения, есть только бесконечные дали, куда идти да идти, оставив за собой широкую, блестящую полосу».
(Народный поэт РБ, Герой Социалистичекого труда М. Карим).
Чтобы воспеть труд строителей дорог в республике потребуется не газетный очерк, а фундаментальное исследование. Ибо сто лет назад понятие «дорога» включала ленты грунтовых путей для гужевого транспорта с многочисленными мостами и переходами через речки и ручьи. И только Постановлением СНК БАССР от 24 июня 1924 года «О реорганизации дорожного дела» создан самостоятельный орган местного транспорта «Башмест». В его распоряжение передали весь дорожный инвентарь, имущество и материалы шоссейных и грунтовых дорог, а также кредиты на дорожное строительство. С 1924 года начинается отсчет официальной отрасли республики, которой в 2019 году исполнилось 95 лет.
Отрасль создали, однако средств, выделяемых из бюджета республики, крайне не хватало, дорожники ограничивались ремонтом и содержанием имеющихся гравийных, грунтовых дорог, мостов исключительно вручную наемной силой. После многочисленной реорганизации «Башместа», а также с делением территории БАССР на районы в 1932 году при местных органах власти организуются районные дорожные отделы, обслуживающие дороги областного, районного и сельского значения. Им же было вменено в перечень работ перестройка искусственных сооружений. В это время и был построен уникальный деревянный балочный мост в с. Месягутово через р. Ай по дороге «Бирск – Тастуба – Сатка», который простоял до 70-х годов.
Ремонт и строительство дорог в республике значительно возросли с введением в действие Постановления ВЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 года о трудовом участии сельского населения в дорожных работах – так называемая, гужевая повинность. Колхозники должны были с гужевым транспортом (лошадь в запряге) отрабатывать 3-4 дня в году на строительстве и ремонте дорог.
Отечественная война 1941 -1945 годов, восстановление разрушенного народного хозяйства, усиление обороноспособности государства не позволили вплотную заняться строительством. Развитие местной сети дорог началось с принятием в 1959 году указа о привлечении предприятий, организаций, что позволило увеличить протяженность дорог с твердым покрытием на 81,2 тыс. км. В 60-70-е годы начинают выделять значительные средства на дорожное строительство, дорожники получают современную технику.
23 августа 1965 года постановлением Совета министров БАССР образован Башкирский дорожно-строительный трест - «Башдорстрой». В состав треста вошли три ДРСУ (Уфа, Стерлитамак, Баймак). В 1970 году тресту подчиняются уже шесть ДСУ, в том числе ДСУ-4 в с. Месягутово.
Первым начальником назначен Иван Николаевич Зуев, он работал на этой должности до 1984 года. Его сменил Михаил Александрович Климов (1984-99). Свой вклад в развитие предприятия внесли А. М. Панфилов, В. П. Сенченко, В. П. Сафонов. Только за 1960-70-е годы в республике в эксплуатацию пущены 16 асфальтобетонных заводов общей мощностью 600 тыс. тонн с смеси в год.
Проработавшая более 40 лет ДСУ-4 В. М. Могильникова вспоминает:
– Нас, четверых выпускников Троицкого техникума по специальности «техник-строитель автомобильных дорог», в 1969 году направили в только что образованное ДСУ-4. В отделе кадров «Башдорстроя» напутствовали и успокаивали, что предприятие новое, руководитель орденоносец, люди хорошие, дело свое знают. И вот мы, двое парней и две девушки, с новеньким дипломами дорожников приехали по месту назначения. Приехали и ахнули: базы нет (арендовали деревянный двухэтажный дом доручастка на берегу р. Ай у моста), специалистов тоже нет. Мы первые… Той же зимой получила первое задание – скататься в Уфу и доставить проектно-сметную документацию. Дороги до города тогда не было, вернее, такой, по которой на легковом авто за два-три часа можно прокатиться. Все ездили на поезде от станции Сулея, а до Сулеи – на автобусе. Этим путем я и добралась до столицы. В «Башдорстрое» мне вручают чемодан с документами на строительство базы ДСУ-4, а я его поднять не могу! Дали провожатых – проводили на трамвае до железнодорожного вокзала, посадили на поезд и помахали ручкой. В Сулее добрые люди помогли высадиться на платформу. Все бегом бросились занимать очередь в кассу, а я толкаю по обледенелой дороге тяжелый чемодан... Добравшись в Месягутово, сдала ценный груз начальнику.
Из «веселого» рассказа Валентины Максимовны я понял, что «первый кирпич» в виде неподъемного чемодана с документацией в нынешнюю базу заложила она, выпускница техникума, первый специалист-дорожник ДСУ-4. В заключение нашей беседы она задумчиво сказала: «Не было бы ДСУ-4, не было бы и современных дорог. Цивилизация в наших краях начинается с дорог и с тех, кто не покладая рук, строил их, мерз и обливался потом».
Более тридцати лет отдали служению ДСУ-4 А. П. Ивлев, В. М. Свечников. В историю предприятия заслуженно вписали себя В. А. Останин, А. П. Пеленев, А. Д. Мугурбанов, В. И. Новиков, А. М. Лихачев, Д. З. Зарипов, В. И. Владимирова. Лучшими по профессии и ударниками труда стали Г. А. Дурандин, Г. Т. Мальцев. Мастера своего дела: М. Г. Чигвинцев, М. Нуриев, Г. И. Шаламов, И. М. Крылосова, Н. И. Подоскина. Заслужили почет и уважение К. И. Храмцова, Н. Г. Жидиков, В. Д. Щевьев, А. В. Попова, специалисты А. К. Шамсутдинов, Т. А. Коротких, А. В. Шишков.
Сегодня в Дуванском ДРСУ (ДСУ-4) трудятся 120 человек, на смену мастерам дорожного производства пришли люди, которые продолжают строить новые, высокого качества дороги. Протяженность автомобильных дорог в районе 518 километров, в том числе с асфальтированным покрытием – более 200 км. Имеются два асфальтобетонных завода, которые выдают до 80 тыс. тонн смеси в год. Руководит предприятием В. И. Власов (на снимке). Предприятие идет в ногу со временем, осваивая современные технологии строительства дорог.
Уважаемые коллеги, дорогие ветераны!
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником, пожелания трудовых вершин и семейного благополучия!
В. Власов, начальник ДРСУ.