К уразе каждый приходит по-разному и в любом возрасте. К примеру, я как раз перешагнула сорокалетний рубеж, то есть духовно «созрела» только к 41 году. Сначала думала, что интерес к теме–обыкновенное женское любопытство, но со временем поняла: озарение, осознанный шаг в доселе неизведанное. Оно манило и притягивало к себе, но все же вызывало двоякое чувство. Правильно ли я живу и так ли это необходимо: следить за своим же поведением, поступками, делами, при этом голодать чуть ли не сутками? Надо попробовать!
Итак, первое утро благодатного месяца. К тому времени я перечитала горы литературы о Рамадане, других месяцах хиджре (летоисчисление в исламе). Попутно изучала тонкости строгого поста, обязательного для всех правоверных мусульман. Вопросов оказалось тьма: только на первый взгляд кажется, что все легко и просто. Именно по этой причине начала пост неправильно. Встала раньше обычного, в половине седьмого, привычно поздоровалась с солнцем.Приготовила легкий завтрак, в «гордом одиночестве», но с удовольствием поела. Настроение отличное, я готова к новым испытаниям – можно собираться на работу.
Чаепитие с коллегами отменила с легкостью, но ближе к обеду в животе заурчало – организм привык жить по режиму. Надо бы потерпеть. Может воды глотнуть? Никто ж не видит. Как без воды-то? Вспомнила: в уразу запрещается глотать даже слюну. Так-то! А до заката еще девять часов. Как продержаться? А если мне плохо станет? Я ж работаю, у меня хозяйство, семья, трое детей. Мне силы нужны!
На работе в тот день был аврал, так что до шести часов как-то перебилась без еды и питья: не до того было. После прошлась по магазинам, купила продукты. Неожиданно замерла возле отдела хлебобулочных изделий: как же все-таки вкусно пахнет свежий хлеб! Вот бы сейчас чаю с ароматной, хрустящей краюхой, намазанной сливочным маслицем, сдобренной медом - от пары чашек точно бы не отказалась.Всю дорогу домой предвкушала сытные блюда… Ладно, пойду на картошку, отвлекусь от мыслей о еде. Однако соблазн нашел меня сам, пока накладывала детям ужин: так и попробовала отломившийся кусочек румяной котлеты из духовки. Тут меня словно прожгло изнутри: табу! Пошла, нет, побежала в огород. Тяпка теперь работала в рукахрезче, не заметила, как прошла три сотки. А где ж солнце-то?! Ба, да оно село давно, на горизонте - розовый закат.
- Значит, завтра ясно будет!..
Чего ясно-то? Окрик мужа заставил обернуться.
- Погода, говорю, ясной будет…
Он как раз пришел со службы, так что ужинали вместе. Обычная еда показалась невероятно вкусной. Взяла добавку, чего обычно себе не позволяю. Вскоре наступил результат: тошнота, вздутие, кислая мина. Как в рекламе. Спаслитаблетки, способствующие быстрому усвоению пищи. Легла спать со странным чувством, сон не шел.Долго ворочалась, думала о смысле жизни. Кстати, ничего не снилось.
Следующее утро началось с… поздравлений. С днем рождения меня! Стоп, а как отмечать-то? Тут зазвонил телефон. Родственник. Верующий. Поздравил, спросил, как дела. Ну я и сказала, что вступила в уразу.
- Похвально, рад за тебя!Как дела, новичок?
Вопросов накопилось много, но мой собеседник умел терпеливо выслушивать и отвечать. Оказалось, что сухур – ранний завтрак (часа в два ночи), а затем молитва - это и есть начало очередного дня поста. И никак не в семь утра, как в моем случае. Неправильная ураза, она не засчитывается. Что же делать? Поститься еще один день после окончания тридцатидневной уразы. И так - по количеству нарушений. Наказание? Нет, учимся на ошибках.
День рождения отмечали в кругу семьи. На столе суп с лапшой, дрожжевые блинчики с вареньем, фрукты, сухофрукты. Еще был традиционный торт, но я его даже не попробовала, памятуя, что от сладкого (тем более магазинный, явно не халяль) захочется пить. И так, первый запрет благополучно пережила. Я - молодец! Однако без питья было тяжело, я привыкла выпивать в день семь-восемь стакановобычной воды. Но и с этим мне удалось справиться, несмотря на жару. Что-то внутренне помогало, поддерживало, тянуло за собой. Хотя, признаться честно, поначалу частенько поглядывала на кухонные часы, особенно вечером. Ну когда же стрелка двинется вперед? А не встали часы-то, тикают? Точно? А потом, когда наставала пора ифтар– ауыз асыу (буквально – «открыть рот»): о-о, наконец-то, можно поесть! Это сейчас смешно и даже неловко за себя. «Голодного сытый не разумеет». Вот уж не думала, что буквально прочувствую смысл пословицы.
- Взрослая женщина, а караулишь холодильник, - смеется муж. А потом, посерьезнев:
- Может ну его, пост этот? На тебя больно глядеть…
Я испугалась не пойми чего. «Начала – доведи до конца». Наказы родителей несу по жизни как самое настоящее чудо, они помогают мне, особенно в трудные минуты. «Надо всегда во что-то верить, человек живет надеждой». Но тешить себя надеждой, что именно сегодня день пройдет быстрее, по меньшей мере, было глупо. Тут что-то, связанное с верой. Большей частью, в себя.
На мусульманских сайтах открыла для себя много нового: правила соблюдения поста, расписание уразы, пояснения к запретам, послабления для женщин и другие. Удивительно, но все было продумано задолго до нас. Пророк Мухаммад обходился в пост обычной водой и финиками за неимением другой пищи. На ум сразу пришло слово «подвиг». А я смогла бы так? Вы знаете, сразу не смогла ответить. Но это было тогда. Сегодня же, пройдя четыре уразы, могу с уверенностью дать утвердительный ответ.
Поначалу было много не понимающих и даже не одобряющих мое желание. Оно почему-то вызывало недоумение, как нечто стороннее, лишнее, которое никак не вписывалось в привычный уклад жизни молодой, работоспособной женщины.
Вопрос крайне некорректный, он вообще не должен звучать и в принципе не может иметь отношение к посту-уразе. Это слишком личное, чтобы обсуждать. Хотя пришла я к такому решению большей частью из-за здоровья. Но ураза – ни в коем случае не лечебное голодание и уж тем более не метод для похудения, и не должна наносить вред или ущерб постящемуся. Здесь в первую очередь приводишь в порядок мысли, а значит, следишь за своими словами, поступками, чувствуешь внутреннее просветление. Хорошие помыслы и есть путь к здоровому образу жизни, к здоровью. Стоит отметить, что во время поста постепенно перестала принимать препараты, которые приходилось употреблять ежедневно, пусть даже по назначению. И не потому, что во время уразы нельзя принимать лекарства (больным вообще запрещается поститься). Мне это уже было не нужно, я прекрасно обходилась без них. Перестали беспокоить «там болит, тут колет», нормализовалось давление. Я уже не задумывалась о том, как поддерживать организм – ураза сама позаботилась об этом. В первую очередь, это очищение, за которым следуют оздоровление, избавление от некоторых заболеваний, омоложение. В«отпуске» внутренние органы, которые работали все одиннадцать месяцев без передышки. Теперь я о них позабочусь, пусть отдохнут!
Ученые всего мира до сих пор работают над феноменом мусульманского поста. Самые современные даже вносят некие поправки в устоявшиеся правила с учетом реалий жизни. Высшие умы считают, что важны не только духовная и оздоровительная роль уразы, но и социальная. Испытывая жажду и голод, человек может прочувствовать то же, что и те, кто лишен всего этого, более милосердно относится к окружающим, входит в их положение. В общем, пост помогает стать добрее. Получается это не сразу, особенно в семье, где маленькие дети. Повышать голос на ребенка непозволительно в принципе: он еще не был взрослым и многих вещей не познал. Но бывают ситуации, когда твердое мамино «нет» необходимо. Приходилось через силу сдерживать эмоции, для этого нередко выходить из комнаты и даже плакать от бессилия.То же самое на работе с подчиненными. Ну ничего, теперь терпение – мое главное оружие.
Постепенно мои домашние привыкли к спокойному тону, мы стали больше времени проводить вместе, чаще вести разговоры «ни о чем»,сидя рядышком, в обнимку. А ведь это очень важно в семье! Кстати, о времени. Его стало действительно хватать. Например, на кухне тратилось в основном на готовку. К слову, заправляла блюда наугад, на глаз, не пробуя на соль и готовность – это невозможно, ничего не должно попадать на язык.Кушать-то не кушала, но за стол садилась: подкладывала остальным еду, попутно интересовалась их делами. (Удивительно, в другие месяцы времени для этого катастрофически не хватает!). Или выполняла другую работу по кухне, пока остальныекушают.
Многие спрашивают: как можно смотреть на то, как едят другие, при этом не давиться слюной? Да очень просто. В такие минуты я не думаю, не мечтаю о еде, а забочусь о других. И это на тот момент оказывается важнее всего остального. Некоторые мои коллеги, особенно молодежь, не верили в эту «ерунду». Один из них не раз испытывал мое терпение, поднося к лицу румяный пирожок, или садясь напротив с кружкой свежезаваренного чая или кофе. Конечно, это было неприлично с его стороны, но спишем все на молодость, я уже не обижаюсь. Кстати, потом он больше всех зауважал меня за проявленную силу воли и стойкость. Так что я могу гордиться собой.
При современном темпе жизни ураза может и кажется затруднительным. Особенно летом, когда световой день длиннее, чем в другое время года. Ежедневно пост длится около 20(!) часов, и лишь три-четыре часа отводится на восстановление сил. Например, в первый день нынешней уразы он начался в 03.30, а завершился с закатом в 20.57. А ведь еще нужнопоспать, отдохнуть, утром идти на работу. Как же все успеть, не нарушив предписания? Нужно научиться воспринимать все как есть, не спешить с выводами, обдумать поступки прежде, чем их совершить. С умом подойти к распорядку дня, возможно, внести коррективы, здраво распределить освободившееся время.Например, в обеденный перерыв можно сходить в магазин и не спеша сделать необходимые покупки, чтобы не задерживаться там после работы (это если ваши близкие иногда не обедают дома, как мои). Время, которое обычно отводите на завтрак, провести в огороде или за другими делами по хозяйству, дому. Не возбраняется дневной сон.
Пропустить время ифтар нежелательно, хотя случается и такое, когда ты чем-то занят и время летит незаметно. Так случилось со мной. Как известно, нынче ураза совпала с началом огородного сезона, я и задумалась о своем, копаясь на грядке. С прошлого года с минарета местной мечети пятикратно оповещают о начале намазов, но в тот день было ветрено, и я не расслышала напевное звучание азана. А вечерний азан как раз оповещает о наступлении таравих (вечерняя молитва в Рамадан) и ифтара.
Обычно к уразе готовятся заранее: закупают сухофрукты, рыбу, крупы для каш, масло и др. Стараются есть меньше, чтобы подготовить организм к длительному голоданию. Так вот, вечером ауыз асыу начинается со стакана воды и нескольких плодов, предпочтительнее, фиников. Чуть позже можно съесть овощной салат, орехи, творог, рыбу на пару– что-то вроде легкого перекуса. На заре, когда наступает сухур, рекомендуются супы, каши, хлеб, выпечка. Считается, что ранний завтрак наиболее способствует прибавлению жизненных сил.
Вставать ни свет ни заря, а тем более заставить себя что-нибудь съесть – к этому надо привыкнуть. Ведь кушать ночью совсем не хочется, да и сон одолевает. Однако надо провести омовение, поесть, попить и не забыть помолиться. На счет молиться: если не знаешь слов на арабском или тебе не дается сие ученье, то приветствуется мольба на родном языке, только произносить ее нужно искренне, от души. Бывает, что пробивает слезу, пронзает насквозь – что-то происходит внутри. Значит, ты все делаешь правильно.Зато потом, пройдя все эти испытания, становишься мудрее, смотришь на жизнь через призму позитива и меняешься, конечно же, в лучшую сторону.
«Пост был известен арабам задолго до возникновения ислама и соблюдался не только из-за нехватки продуктов, а имел определенный смысл: не исключено, что арабы знали о целебных свойствах голода, так как все народы тысячелетиями копили знания о человеческом организме. Об этом свидетельствует наличие поста во всех религиях», писала как-то газета «АиФ». Обратите внимание, к концу месяца лица тех, кто держал уразу, словно просветляются, взгляд открытый, ясный и тоже излучает свет, движения не резки, речь с расстановкой. Масса тела уменьшилась – это тоже вызывает живой интерес, особенно у тех, у кого проблемы с лишним весом. Кстати, за месяц поста теряется до десяти килограммов веса. После они, конечно, могут вернуться, но не все и не сразу. Человек осознает, для чего он родился на белый свет: жить, чтобы есть или есть, чтобы жить. И уже не употребляет неполезные продукты, довольствуется меньшим количеством еды.
Для меня стало открытием то, что нам не нужно столько, сколько мы привыкли съедать. Уже к концу первой декады поста потребление пищи уменьшается вразы. К примеру, на ифтар я могла обходиться отварными яйцами, винегретом, кусочком ржаного хлеба, чаем вприкуску с сухофруктами, на сухур - кружкой киселя с сухим печеньем или без того. Это примерный рацион, считайте, на сутки, его, как ни странно, вполне хватало. По утрам очень хотелось свежемолотый кофе из турочки: ночью его не попьешь, вечером тем более. А потом привыкаешь к чаю – обычному, травяному, зеленому. И снова думаешь о том, что для кого-то и вода – подарок судьбы.
Рамадан - месяц прощения и щедрости.Переходя к теме благотворительности, приведем слова из Корана: «Соревнуйтесь в благих деяниях». Это то, чему нас учит любая вера – милосердие, сопереживание близким, нуждающимся. В исламе тоже приветствуется, когда протягивают руку помощи.Есливы по тем или иным причинам не постились, можно возместить уразу в буквальном смысле. Особое подаяние– фитр, определенная сумма в зависимости от благосостояния. Его раздают по завершении уразы малоимущим, многодетным, больным.
… Люди молятся и ждут, уповая на милость и прощение Господа, не только в пост.Но в молитвах и покаянии не обязательно расшибить лоб. Бог должен быть в нас самих, в наших сердцах. Ведь смысл постав духовной работе над собой. Что касается лично меня, не могу сказать, что, выдержав не однууразу, стала религиозным человеком, но что-то во мне перевернулось, вылившись в нечто светлое и душевное. Особенно это ощущается в конце месяца Рамадан. Пост завершился, а ты уже скучаешь по нему: когда же следующий?