Все новости
Общество 
24 Января 2019, 12:30

Расчухали

Первый раз слово «расчухали» я услышал в детстве от моей бабушки Марфы.

Первый раз слово «расчухали» я услышал в детстве от моей бабушки Марфы. В ее огороде в изобилии росли горох, бобы и другие «куриные» деликатесы. С утра можно было слышать добродушную ругань бабульки, гонявшей обнаглевших кур: «Расчухали, треклятые, кыш, кыш!». Я спросил ее, что означает это слово. «Это значит, нашли они мои посевы, расчухали и склевывают». Этот случай, связанный со странным словом «расчухали», со временем позабылся. Однако совсем недавно слово всплыло вновь.
Стоим как-то мы в райполиклинике в общей очереди к врачу «ухо-горло-нос» (так по старинке). Принимала женщина-врач из Малоязовской больницы с четырех часов вечера. Пока ожидали начала приема в очереди, где почти все больные знали друг друга, шел оживленный, житейский разговор. Молодежь «гоняла» анекдоты: «На обходе доктор спрашивает больных общей палаты: «Ну если нет вопросов, то, может быть, будут просьбы?» Руку поднял почтенного вида старичок: «Позвольте просьбу – нельзя ли менять ватку на тампоне при смазывании лекарством геморроя, а затем ангины?». Другой рассказчик: «Иду я как-то по лесу. А кукушка: ку-ку, ку-ку». Спрашиваю: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?». Та замолчала, а потом начала: «Ук-ук, ук-ук». «Кукушка, почему «ук»?
Но тут пришел врач, очередь оживилась, лишние разговоры прекратились. Вдруг деловую обстановку нарушил раздраженный женский голос: «Я второй день не могу попасть на прием». Уступать очередь скандалистке никто не захотел. На шум вышла врач и успокоила всех: «Не волнуйтесь, приму всех, сколько бы времени не понадобилось». Забегая вперед, отмечу, что прием врача длился почти до девяти часов вечера, все желающие получили квалифицированную помощь, кроме недовольной женщины. Она ушла буркнув: «Расчухали, понабрались»…
Я сразу вспомнил тот случай из детства со словом «расчухали», но уже в современной окраске. За короткое время слово «расчухали» снова навеяло мне воспоминание детства при посещении частной клиники. Сдав заблаговременно анализы, я ожидал приема у уролога. Рядом работала регистратура и касса. Услуги в частной клинике платные. В этот раз больных на прием к уфимским врачам было много, то и дело подъезжали машины не записавшихся на прием, пациенты просили «как-нибудь» принять. Словом, шла обыденная рутинная работа медперсонала. Несмотря на то, что в кабинет врачей очереди по записям, стояла тишина. Наверное, потому что контингент пациентов – со всех ближайших районов и даже из Челябинской области. Здесь больных не связывают единые житейские заботы. Чтобы скоротать время, я изучал список врачей, принимавших в этот день. Список достоин уважения и доверия: кандидаты наук, высшая категория, многолетний стаж. Есть возможность не бросать деньги на ветер. И сразу же вспомнил слова женщины-скандалистки из поликлиники: «расчухали», «понаехали». «Расчухали» чужаки, что в Дуванском районе есть такая поликлиника и «наехали». И вдруг меня осенило, что и в поликлинике, и в частной клинике есть общие моменты, к примеру, очереди к врачам, где-то меньше, а где-то больше. Как же наши и «не наши» больные расчухали хорошего и плохого врача (в их понимании) и готовы часами сидеть в очереди, чтобы получить квалифицированную помощь? Врач из поликлиники «ухо-горло-нос» после обследования больного назначает дату вторичного приема, где определяет успех или неуспех проводимого лечения, а следствие этого – излечение или необходимость диспансеризации больного. Таким образом, конечный результат должен быть положительным. А может и нужно относиться к оценке лечения пациентов по конечному результату? Тогда и очередей в больницах будет меньше и уважения к нашей медицине больше. Нельзя же одним помазком лечить и геморрой, и ангину.
В. Уралов.
Читайте нас: