Организовал праздник родословной 60-летний правнук Дим Юмагужин с семьей. У него четверо детей, восемь внуков. Впрочем, все семьи в роду большие и дружные. К примеру, у бабушки Зулейхи Хизбулловны и ее мужа Закира Юмагужевича было семеро детей, у их старшего сына Айтугана столько же (Дим – его второй сын), у сына Хатмуллы Хизбулловича Бориса пятеро детей. В последующих поколениях рождены не менее двух-трех. Так разрослось древо жизни.
Казалось бы, не так давно семьи Гатията (1894-1939), Зулейхи (1901-1971), Сибагата (1905-1942), Сафии (1907-1977) и Хатмуллы (1916-1958) жили под одной крышей или по соседству. Их дети играли и росли вместе, в буквальном смысле питаясь из одной миски и укрываясь одним лоскутным одеялом. Но сегодня почти не осталось тех, кто может сказать: «Как ты похожа на прабабушку (или прадеда)». Напоминает ли праправнук своего кровного родственника, жившего в прошлом и позапрошлом веках, совпадают ли нравы – ответить на эти вопросы с каждым годом становится сложнее. Поэтому генеалогическое древо, обновленное специально к празднику, вызвало немалый интерес даже у самых юных представителей семейств. «А корень-то один», – отметил кто-то. И все начали вчитываться в имена предков, стараясь запомнить и узнать о них побольше.
После вступительного слова главы СП Ариевский сельсовет М. М. Ахметгалина и заведующей СДК Ю. Ю. Юмагужиной (праправнучка) седовласые правнуки поделились воспоминаниями, новыми сведениями о предках. Собравшиеся с интересом слушали, по сути, исторические факты, рассказы о старшем поколении, на долю которых выпало немало испытаний, живо разбирались в родственных «лабиринтах». Затем состоялся праздничный обед – с супом и пловом из свежей баранины, чаем из самовара.
Все радовались встрече, а некоторые – новому знакомству. Особенно дети: они быстро подружились и искренне поддерживали друг друга во время конкурсов – родственники! В национальных играх с удовольствием участвовали и взрослые. Следует отметить, представители этого славного рода влюблены в музыку, искусство, поэтому все радостно воспринимали новых артистов из числа прапраправнуков, исполняющих песни или танцы. Кстати, из Юмагужиных старейшиной на сегодня остается уфимец Марс Закирович, 1933 года рождения. Самому младшему сородичу Альфине 10 месяцев. Среди Хизбуллиных самому старшему – Борису Хатмулловичу из Ариево исполняется 70 лет, самому младшему Арсену сейчас 5 месяцев. Отрадно, что те, кто до этого жил далеко за пределами района, в последние годы переезжают на малую родину. Некоторые вспомнили или изучили родной язык, общаются на нем, поют песни.
Представители рода – коренные жители Ариево. Согласно архивным данным (VII ревизия 1816 г.), прародители мужа Зулейхи Хизбулловны были одними из первых поселенцев села, судя по тому, что были рождены в одно время с братьями Амином и Нигматуллой Ариевыми (годы Крестьянской войны). В то время в 13 дворах проживало 76 человек. А в школьном музее хранится послужной список Закира Юмагужина: первый председатель Ариевского сельсовета, руководитель первой сельхозартели «Заря» (1928). Его сын Айтуган Закирович Юмагужин – водитель первой автомашины в колхозе, а дочь Земфира Закировна Хисамова – один из авторов «Алифба» («Букварь») для национальных школ республики. Хатмулла Хизбуллович Хизбуллин был первым председателем колхоза им. Жукова (д. Маржангулово). Среди потомков Хизбуллы Муратшина представители разных профессий: врачи, учителя, военные, творческие работники, религиозные служители и другие. Все нашли свое место в жизни и, как завещали их предки, любят труд и малую родину.
Встречи родственников происходили, конечно же, ежегодно, но не в таком количестве и «формате». Шэжэрэ-байрам особенно актуален сегодня, когда живое общение затмевает виртуальное, люди предпочитают всевозможные гаджеты душевным разговорам на лоне природы или в родительском доме. Но ведь как говорили деды и прадеды, одна встреча в кругу родни равна целой жизни.
По древним канонам, каждый башкир должен знать свою родословную до седьмого колена. Раньше попросту запоминали имена и годы жизни умерших родственников, передавая из уст в уста, записывали или рисовали в виде дерева. Так появилась родословная, летопись, своеобразный письменный памятник. Крона этого дерева, как правило, прочна, ветки сильны, с множеством новых листочков. Значит, корни, силы здоровые и крепкие, какой и полагается быть семье. Пока живы потомки – живы предки.